Устройство буронабивных свай

Буровые работы

Технологическая карта на буронабивные сваи — основные положения

3.3. Изготовление и хранение арматурных каркасов

3. Подготовительные работы перед устройством буронабивных свай

  1. Вводная часть. Общие требования.

Буровые работы. Устройство буронабивных свай.

4.1. Подготовительный этап буровых работ
После выполнения геодезической разбивки осей скважины для буронабивных свай (с закреплением металлическими штырями на глубину 20-30 см) буровая установка устанавливается для начала буровых работ. Первая секция обсадной трубы фиксируется строго по оси будущей буронабивной сваи.

4.2. Монтаж обсадной колонны
Установка выполняется через ротор буровой установки с применением дрейтеллера. Стандартные диаметры обсадных труб для устройства буронабивных свай: 530 мм, 620 мм, 800 мм, 880 мм, 1000 мм, 1180 мм, 1500 мм.
  • Нижняя секция с режущей фрезой (0,3 м) заглубляется на 15-20 см с последующим контролем вертикальности
  • Последующие секции обсадных труб стыкуются по мере погружения при устройстве буронабивных свай

4.3. Технология разработки скважины
  • Выемка грунта производится шнеком или ковшебуром
  • В песчаных грунтах разработка ведется не ниже 1 м от дна обсадной трубы
  • В плотных глинистых грунтах возможно бурение с открытым забоем

4.4. Контроль качества буровых работ
  • Соблюдение проектных параметров скважин для буронабивных свай
  • Запрет на опережающее бурение в неустойчивых грунтах
  • Регулярный контроль вертикальности (каждые 1 м)

4.5. Особенности проходки сложных грунтов
  • Валуны разбуриваются специальным инструментом
  • Возможное смещение оси согласовывается с проектировщиком

4.6. Организация работ с обсадными трубами
Подача и демонтаж секций осуществляется:
  • Вспомогательной лебедкой буровой машины
  • Специальным краном

4.7. Утилизация бурового шлама
  • Сухой грунт временно складируется на площадке
  • Водонасыщенные грунты требуют устройства водоотвода

4.8. Технологический контроль при бурении
  • Регулярные замеры глубины скважины
  • Сравнение фактических и проектных данных о грунтах
  • Оформление актов при несоответствиях

4.9. Исполнительная документация
В журнал буровых работ заносится:
  • Технические параметры буронабивных свай
  • Характеристики пройденных грунтов
  • Данные о водоносных горизонтах
  • Углы отклонения от вертикали

4.10. Регламент перерывов в работе
  • В неустойчивых грунтах - не более 8 часов
  • В устойчивых грунтах - до 24 часов

4.11. Завершающий этап буровых работ
  • Тщательная очистка забоя
  • Контроль соответствия проекту
  • Оформление исполнительной схемы

4.12. Меры при осложнениях
Для предотвращения обрушения:
  • Дополнительное заглубление обсадной трубы
  • Устройство гидропригруза
  • Создание бетонной пробки
— Каркасы изготавливаются по утвержденным чертежам (ПД или РД).
Условия складирования:
  • на деревянных подкладках;
  • с фиксацией от смещения;
  • под защитными пологами от осадков.
Требуемые документы:
  • накладные;
  • паспорт каркаса с сертификатами на материалы;
  • удостоверения сварщиков (по РД 03-495-02).
Приемка каркасов осуществляется мастером и представителем технического надзора заказчика с оформлением акта.

3.2. Требования к строительной площадке

— Размеры площадки должны соответствовать ППР и ПОС, обеспечивая размещение буровой техники, кранов и материалов с учетом требований безопасности.
Максимальные уклоны:
  • При работе буровой установки:
   o продольный — 5° (9 см/м);
   o поперечный — 3° (5 см/м).
  • При транспортировке с демонтированной мачтой:
   o продольный — 15° (27 см/м);
   o поперечный — 5° (9 см/м).
Запрещено перемещение по обледенелым склонам.
— Основание под буровую технику должно включать:
  • Щебеночную или песчаную подушку (≥100 мм) с уплотнением;
  • Дорожные плиты или стальные листы (20×1500×6000 мм) для снижения нагрузки на грунт.
Обязательное освещение в темное время суток (без слепящего эффекта).

3.1. Основные подготовительные мероприятия

Планировка и отсыпка площадки в соответствии с ППР;
Геодезическая разбивка осей и установка реперов;
Обустройство внутриплощадочных дорог;
Доставка и мобилизация оборудования (буровые установки, бетонолитные трубы, вспомогательная техника);
Установка ограждений и предупредительных знаков;
Организация временного электроснабжения и освещения;
Подготовка техники (экскаватор-погрузчик, автокран, илосос и др.);
Своевременная поставка арматурных каркасов и заказ бетона.

2.2. Особенности бетонирования буронабивных свай

— При отсутствии грунтовых вод допускается подача бетона без заглубления бетонолитной трубы.
— Допустимый перепад высоты между нижним концом трубы и уровнем бетона: 0,2–2,0 м.

2.1. Технологические операции при производстве буронабивных свай

Настоящая технологическая карта регламентирует выполнение следующих работ:
Подготовка строительной площадки с твердым покрытием для размещения буровой техники;
Организация зон складирования бурового оборудования (обсадные трубы, бетонолитные трубы, ковшебуры, шнеки и др.);
Обустройство подъездных путей для автобетоносмесителей;
Подготовка вспомогательных площадок для сборки и хранения арматурных каркасов;
Изготовление и складирование арматурных каркасов на объекте;
Геодезическая разбивка осей свай с фиксацией высотных отметок;
Монтаж бетононасоса (при необходимости), включая установку бетоноводов;
Бурение скважин с установкой обсадных труб и их наращиванием (при использовании технологии «в обсадных трубах»);
Очистка забоя скважины перед бетонированием;
Организация временного отвала для выбуренного грунта;
Сборка и монтаж арматурных каркасов (на площадке или над скважиной);
Подача бетонной смеси методом ВПТ (вертикально перемещающейся трубы) с извлечением обсадных труб в процессе укладки.
1.1. Технологическая карта разработана для планирования буровых работ и обязательна к применению на всех объектах, где ведется устройство буронабивных свай.
1.2. Документ составлен с учетом требований действующих строительных норм (СП, СНиП, ГОСТ и др.).
1.3. Руководитель строительной организации назначает ответственное лицо за производство буронабивных свай. Это может быть главный инженер, технический директор или руководитель проекта.
1.4. ППР, включая раздел по устройству буронабивных свай, разрабатывается техническим отделом, утверждается главным инженером и согласовывается с заказчиком.
1.5. Прораб (мастер) отвечает за соблюдение ППР и технологической карты. Контроль качества возлагается на ответственного руководителя и службу надзора.
1.6. Буровые работы должны выполняться строго в соответствии с проектной документацией, ППР, технологической картой и нормативными требованиями.
Работы без утвержденного ППР запрещены.
1.6.1. Проектная документация включает:
— координаты центров буронабивных свай;
— диаметр и глубину скважин;
— отметки низа и верха свай;
— схемы свайных полей;
— параметры арматурных каркасов;
— данные о грунтовых водах и геологии участка.
1.6.2. ППР содержит:
— план буровых работ;
— технологию устройства буронабивных свай;
— методы бурения и бетонирования;
— требования к охране труда.
1.6.3. Технологическая карта включает:
— способ подачи бетона в скважину;
— параметры обсадных труб;
— методику контроля качества;
— порядок ведения исполнительной документации.
1.7. При устройстве буронабивных свай необходим постоянный операционный контроль. Скрытые работы фиксируются актами с участием технического надзора.
Готовое свайное основание принимается комиссией с оформлением акта в соответствии с РД 11-02-2006.
При выполнении буровых работ по устройству буронабивных свай крайне важно на каждом этапе строго соблюдать технологические нормы. Точное выполнение всех технических требований гарантирует высокое качество строительных конструкций. Только так можно обеспечить соответствие буронабивных свай проектным параметрам, их монолитность и необходимую несущую способность.

Даже незначительные нарушения технологии могут привести к серьезным финансовым и временным затратам на устранение дефектов. Поэтому все участники процесса — прорабы, мастера и рабочие — обязаны неукоснительно следовать установленным правилам. Особую роль в этом играют службы контроля качества строительных компаний и заказчиков.

Технологические процессы устройства буронабивных свай должны быть регламентированы внутренними нормативными документами строительной организации.

В состав технологической документации при устройстве буронабивных свай входят:
— проекты производства работ (ППР);
— технологические карты;
— технологические регламенты.

Нужна технологическая карта, регламент или ППР? Оставьте заявку.
Ниже представлен пример такого документа — технологической карты на устройство буронабивных свай, сооружаемых методом Келли в обсадных трубах.
6.1. Укладку бетонной смеси предусматривается осуществлять через бетонолитные трубы двумя способами:
·         Методом ВПТ – применяется при заполнении скважины грунтовыми водами. Нижний край бетонолитной трубы должен находиться на расстоянии не более 0,2 м от дна скважины.
·         Методом свободной подачи – используется при сухой скважине, когда бетонная смесь подаётся через трубу без заглубления её конца в бетон. Сброс смеси допускается с высоты до 1 м от нижнего края трубы до уровня укладываемого бетона.

6.2. Технологическая схема подачи бетона в скважину при буровых работах предусматривает два варианта:

6.2.1. Вариант №1.
Применение бетононасоса, если размеры площадки позволяют разместить оборудование, включающее:
·         бетононасос, соединённый с бетонолитной трубой;
·         комплект стальных труб Ø 219–350 мм (в зависимости от параметров скважины);
·         бетоновод, подключённый к насосу;
·         соединительный хомут.

6.2.2. Вариант №2.
Приём бетонной смеси непосредственно из автобетоносмесителя через лоток в приёмный бункер. Используется следующее оборудование:
·         набор стальных бетонолитных труб Ø 219–350 мм;
·         резиновый клапан («мяч») для герметизации нижнего конца трубы;
·         приёмный бункер.

6.3. В данной технологической карте приведена схема подачи бетона по Варианту №2:
·         Опускается нижняя секция трубы и фиксируется вилкой на обсадной колонне.
·         Последующие секции стыкуются с резиновыми прокладками для герметичности.
·         Верх трубы должен выступать на 1 м над уровнем площадки, а низ – находиться не далее 20 см от забоя.
·         К верхнему фланцу крепится воронка.
·         Воронка стропится к лебёдке для подъёма трубы в процессе бетонирования буронабивных свай.

6.4. Готовность к бетонированию подтверждается прорабом или мастером.

6.5. Контроль качества бетонной смеси:
6.6.1. Перед укладкой проверяется соответствие смеси проектным требованиям по сопроводительным документам.
6.6.2. Состав смеси должен соответствовать утверждённой карте подбора.
6.6.3. Подвижность бетона проверяется конусом перед заливкой каждой скважины.

6.7. Требования к бетонной смеси для буронабивных свай:
·         Подвижность (осадка конуса) – 16–20 см. Контроль проводится на стройплощадке для каждого миксера.
·         Испытание по ГОСТ 10181-2000: конус заполняется за один приём, уплотняется штыкованием, излишки удаляются, затем конус плавно поднимается.
·         Для последующих миксеров допустим визуальный контроль.
Внимание!
·         Бетон с утраченной удобоукладываемостью запрещено использовать.
·         Добавление воды на месте не допускается.
6.7.1. Срок схватывания цемента – не менее 2 часов.
6.7.2. Водоотделение – не более 1–1,5%.
6.7.3. Максимальная крупность щебня – 20 мм.
6.7.4. Температура смеси – от +5°С до +25°С (обязателен замер термометром).
6.7.5. Визуальный контроль смеси выполняется для каждого миксера.

6.8. Приём и укладка бетона в буронабивные сваи:
6.7.1. Бетонолитная труба поднимается лебёдкой на 20 см от дна скважины.
6.7.2. Бетон подаётся слоем 3,0–3,5 м.
6.7.3. Обсадная труба извлекается на ~3 м для демонтажа верхней секции.
6.7.4. Бетонолитная труба крепится к штанге буровой установки.
6.7.5. Верхняя секция обсадной трубы фиксируется к дрейтеллеру.
6.7.6. Стык разъединяется, секция приподнимается на 15–20 см.
6.7.7. В зазор устанавливается вилка-фиксатор, труба опускается на неё.
6.7.8. Воронка и верхняя секция демонтируются.
6.7.9. Удаляется верхняя секция обсадной трубы.
6.7.10. Бетонолитная труба вновь стыкуется с воронкой.
6.7.11. Цикл повторяется до полного заполнения скважины.

Контрольные параметры:
·         Минимальный слой бетона в скважине – 2–4 м.
·         Для отслеживания арматурного каркаса используется вертикальный стержень-«маяк» (3–3,5 м).
6.7.13. Бетонолитная труба поднимается с заглублением низа в бетон не менее 2 м.
6.7.14. Заливка продолжается до заполнения скважины с учётом шламового слоя (0,5–0,7 м).
6.7.15. После излива бетона (~0,2 м³) труба извлекается.
6.8. Заполнение скважины фиксируется лотом с записями в журнале.

6.9. Для уплотнения обсадные трубы перемещаются возвратно-поступательно: подъём 25–35 см, опускание 15–20 см.
6.10. Контроль расхода бетона:
·         Высота шламового слоя – не более 1 м.
·         Расход смеси рассчитывается ПТО и утверждается главным инженером.
5.1. Контрольные мероприятия после завершения буровых работ. После выполнения буровых работ по устройству буронабивных свай проводится комплексная проверка геодезических отметок устья и забоя скважины с обязательным комиссионным освидетельствованием и оформлением соответствующего акта. На заключительном этапе подготовки к монтажу выполняется тщательная очистка дна скважины с применением ковшебура.

5.2. Транспортировка и складирование арматурных конструкций. Для предотвращения деформации арматурных каркасов при выполнении работ по устройству буронабивных свай необходимо:
  • Устанавливать внутренние распорные элементы жесткости
  • Организовывать хранение на деревянных подкладках из бруса сечением не менее 100×100 мм
  • Обеспечивать защитное укрытие полимерными пологами от атмосферных осадков и загрязнений.

5.3. Предмонтажная проверка каркасов. Перед установкой в обсадную колонну каждый арматурный каркас для буронабивных свай подлежит обязательному освидетельствованию с составлением акта готовности, в котором фиксируются:
  • Габаритные размеры
  • Соответствие проектным параметрам
  • Качество изготовления.

5.4. Технология погружения каркасов. Монтаж арматурных конструкций при устройстве буронабивных свай осуществляется:
  • С помощью крана соответствующей грузоподъемности
  • Посредством вспомогательной лебедки бурового оборудования
  • С обязательным контролем вертикальности положения.

5.5. Подготовительные операции перед установкой. Перед погружением арматурного каркаса в скважину необходимо проверить:
  • Геометрическую правильность формы (отсутствие деформаций)
  • Соответствие наружных размеров проектным значениям
  • Чистоту поверхности арматуры
  • Наличие и правильность установки фиксаторов защитного слоя.

Важно! Все временные элементы жесткости, использовавшиеся для транспортировки, должны быть демонтированы перед установкой.

5.6. Технология соединения секций. Стыковка арматурных элементов при устройстве буронабивных свай выполняется:
  • Внахлест согласно рабочим чертежам
  • С учетом типа грунтовых условий:
   o В плотных грунтах - вертикальная стыковка над скважиной
   o В водонасыщенных грунтах - предварительная сборка на площадке.

5.7. Контроль качества соединений. Перед сваркой необходимо:
  • Проверить соосность соединяемых элементов
  • Установить спиральное армирование с проектным шагом
  • Убедиться в соответствии технологии сварки.

5.8. Процедура приемки соединений. После выполнения стыков:
  • Проводится осмотр качества соединения
  • Оформляется акт освидетельствования
  • Каркас устанавливается в проектное положение.

5.9. Последовательность монтажных операций:
1.    Подъем каркаса на 5 см для демонтажа временных креплений
2.    Удаление фиксирующих швеллеров
3.    Плавное опускание в скважину с контролем положения
4.    Точная выверка по осям и фиксация отметки верха
Выполняем полный комплекс работ по устройству свайного фундамента.

Буровые работы, испытания свай, производство арматурных каркасов.

Телефон: +7 913 010 00 77 WA

Электронная почта:
info@mk-burenie.ru
Свяжитесь с нами для обсуждения вашего проекта
Отправляя форму, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных. В случае не согласия, не отправляйте форму.
Реализованные нами проекты
Полезные статьи
Информационные статьи о бурении