Устройство буронабивных свай

Бурение свай

Бурение свай. технология. контроль качества.

1.1. Устройство буронабивных свай осуществляется в строгом соответствии с нормативными требованиями, регламентированными СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», а также СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции». Стандартные диаметры обсадных труб для устройства буронабивных свай: 530 мм, 620 мм, 800 мм, 880 мм, 1000 мм, 1180 мм, 1500 мм.

1.2. Нагрузки и воздействия
Расчет нагрузок, их сочетаний, коэффициентов надежности и условий эксплуатации буронабивных свай выполняется согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» и отраслевым нормативам.

1.3. Армирование буронабивных свай
Буронабивные сваи, армируются пространственными сварными каркасами. Основные требования:
  • Продольная арматура (класс AIII) равномерно распределяется по окружности.
  • Минимальное количество стержней – 6 шт., диаметр – не менее 18 мм.
  • Шаг между стержнями – не менее 40 см.
  • Для фиксации защитного слоя бетона (≥70 мм) применяются пластмассовые трубки (Ø 90 мм, длина 70 мм), устанавливаемые на поперечные кольца жесткости.

1.4. Требования к жесткости арматурного каркаса
Каркас должен обладать достаточной жесткостью для погружения в забетонированную скважину. Конструктивные особенности:
  • Сварная конструкция с цельными продольными стержнями.
  • Нижняя часть загнута на конус для облегчения погружения.
  • Поперечные кольца жесткости (шаг 2–3 м) при необходимости усиливают каркас.

1.5. Защитный слой бетона
Минимальная толщина защитного слоя – 70 мм, обеспечивается фиксаторами, закрепленными на кольцах жесткости.

1.6. Требования к бетону
Рекомендуемый состав бетона для буронабивных свай:
  • Класс прочности – В22,5.
  • Содержание цемента – ≥340 кг/м³.
  • Осадка конуса – 21 см.
  • Фракция заполнителя – 5–20 мм (прочность 50–60 МПа).
  • Содержание мелких частиц (≤0,1 мм) – ≥25%.
Соответствие ГОСТ 19804.2-79, ГОСТ 10060.0-95, ГОСТ 12730.0-78 и др.

1.7. Корректировка проектных решений
Изменения в проекте (из-за отклонений геологических условий) вносятся проектной организацией с согласованием заказчика.

1.8. Подготовка строительной площадки
Перед бурением свай выполняется:
  • Планировка площадки.
  • Разбивка осей с закреплением положения рядов буронабивных свай.

1.9. Контроль разбивки осей
  • Оформляется актом с приложением схем.
  • Допустимые отклонения:
   o 1 см на 100 м для рядов.
   o ±0,05 диаметра сваи для одиночных свай.
   o ±0,15 диаметра сваи при кустовом расположении.

1.10. Работы в зимних условиях
Бурение свай при температуре ниже –10°С требует:
  • Защиты бетона от промерзания.
  • Подготовка буровой установки и оборудования.

Технология устройства буронабивных свай по технологии CFA

2.1. Подготовка площадки для бурения свай
Перед началом работ по устройству буронабивных свай в условиях плотной городской застройки необходимо выполнить комплекс подготовительных мероприятий:
  • Тщательная планировка строительной площадки с выведением рабочих отметок в соответствии с проектной документацией;
  • Укладка дорожных плит по предварительно подготовленному щебеночному основанию для обеспечения устойчивости тяжелой техники;
  • Организация достаточной рабочей зоны, позволяющей разместить весь комплекс оборудования для бурения свай: буровые установки, бетононасосное оборудование, пневмоколесные погрузчики, автобетоновозы.

2.2. Точность позиционирования бурового оборудования
Перед началом бурения скважин под буронабивные сваи необходимо:
  • Обеспечить прецизионную центровку буровой мачты;
  • Проверить строгую вертикальность направляющей конструкции;
  • Допустимое отклонение от проектного центра не должно превышать 4% от диаметра будущей сваи.

2.3. Логистика строительных материалов
До начала бурения каждой новой скважины на площадку должны быть доставлены:
  • Бетонная смесь в объеме, превышающем проектный на 20% (для компенсации возможных потерь);
  • Арматурные каркасы, прошедшие обязательную проверку и имеющие соответствующие сертификаты.

2.4. Геодезический контроль
Бурение скважин начинается только после:
  • Точной проверки высотных отметок спланированной поверхности;
  • Контроля правильности разбивки осей свайного поля геодезическими методами.

2.5. Организация бетонного хозяйства
  • Доставка бетонной смеси осуществляется специализированным транспортом: автобетоновозами или автобетоносмесителями;
  • В зимний период обязательна перевозка в утепленных автобетоновозах;
  • Температура бетонной смеси при укладке не должна опускаться ниже +5°С.

2.6. Минимальные допустимые расстояния между скважинами
Технология бурения предусматривает соблюдение следующих требований к расположению скважин:
  • Минимальный отступ между осями соседних скважин должен составлять не менее трех номинальных диаметров сваи;
  • При необходимости уменьшения этого расстояния требуется выдержать технологическую паузу не менее 24 часов после завершения бетонирования предыдущей сваи.

2.7. Особенности работы шнекового оборудования
В процессе бурения скважин под буронабивные сваи необходимо:
  • Обеспечивать герметичное закрытие затворного механизма в нижней части полого шнека;
  • Контролировать отсутствие проникновения грунтовых масс и воды во внутреннюю полость бурового инструмента.

2.8. Нормативные требования к бетонным смесям
Состав и свойства бетонных смесей для буронабивных свай должны строго соответствовать:
  • СНиП 2.02.03-85 (требования к свайным фундаментам);
  • СНиП 3.02.01-87 (нормы устройства оснований и фундаментов);
  • ГОСТ 7473-85* (технические условия на бетонные смеси);
  • ГОСТ 10181.1-81 (методы определения удобоукладываемости).

2.9. Требования к транспортировке бетонной смеси
  • Максимальная продолжительность доставки и укладки бетона не должна превышать сроки начала схватывания смеси;
  • При признаках расслоения смеси в пути обязательна повторная гомогенизация в автобетоносмесителе.

2.10. Регулирование процесса твердения бетона
Для обеспечения требуемых характеристик буронабивных свай необходимо:
  • Поддерживать процесс твердения бетона в течение 3 часов;
  • Применять специальные добавки, замедляющие схватывание (согласно "Руководству по применению химических добавок в бетоне").

2.11. Параметры подвижности бетонной смеси
  • Нормативная осадка конуса: 21-23 см;
  • Допустимые отклонения:
   o не более 1 см в меньшую сторону;
   o не более 2 см в большую сторону.

2.12. Технология бетонирования скважин
Бетонирование буронабивных свай начинается:
  • Непосредственно после достижения шнеком проектной отметки;
  • При обязательном контроле глубины погружения.

2.13. Последовательность операций при бетонировании
1.    Подъем шнека на 20-40 см для открытия затвора;
2.    Контроль давления в скважине (0.5-1.0 атм);
3.    Плавное продолжение подъема оборудования.

2.14. Контроль давления при бетонировании
  • Поддержание постоянного давления в процессе подачи смеси;
  • Корректировка скорости подъема шнека при снижении давления.

2.15. Особенности работы бурового оборудования
В течение всего процесса бетонирования необходимо:
  • Обеспечивать плавное движение шнека;
  • Контролировать равномерность подачи бетонной смеси.

2.16. Завершение бетонирования
Работы считаются завершенными при:
  • Полном заполнении скважины бетоном до поверхности;
  • Удалении загрязненного верхнего слоя смеси.

2.17. Зачистка рабочей зоны
После бетонирования выполняют:
  • Отвод бурового оборудования от скважины;
  • Механизированную уборку извлеченного грунта;
  • Ручную зачистку устья скважины.

2.18. Требования к арматурным каркасам
  • Обязательная проверка каркасов перед погружением;
  • Фиксация номеров каркасов в журнале работ;
  • Запрет на монтаж каркасов без паспортов.

2.19. Транспортировка арматурных каркасов
Для сохранения геометрии каркасов необходимо:
  • Устанавливать временные распорные элементы;
  • Очищать арматуру от коррозии и загрязнений.

2.20. Параметры арматурных каркасов
  • Диаметр каркаса должен быть на 140 мм меньше диаметра скважины;
  • Обязательное наличие фиксаторов защитного слоя;
  • Усиление стальными кольцами через 1.5-2 м.

2.21. Технология погружения каркасов
  • Исключение деформаций при строповке;
  • Свободное погружение в бетонную массу.

2.22. Временные ограничения при монтаже
Максимальный интервал между бетонированием и установкой каркаса:
  • Не более 20 минут;
  • Зависит от подвижности бетона и глубины скважины.

2.23. Методы погружения арматурных каркасов
  • Самостоятельное погружение под собственным весом;
  • При необходимости - использование вибропогружателей.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

3.1. Контроль качества буронабивных свай, выполняемых в условиях плотной городской застройки, должен проводиться на всех стадиях их производства: при бурении свай, бетонировании скважин, монтаже арматурных каркасов и после завершения изготовления конструкций. Надзор осуществляется представителями авторского надзора, заказчика и Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН). При необходимости привлекаются специализированные научно-исследовательские организации для проведения экспертиз и испытаний.

3.2. В ходе бурения скважин под буронабивные сваи производитель работ обязан вести журнал, в котором фиксируются все технологические параметры. Записи проверяются представителем авторского надзора или ИГАСН для подтверждения соответствия нормативным требованиям.

3.3. При бурении свай из каждого слоя грунта (но не реже, чем через 3 м по глубине) должны отбираться пробы грунта (нарушенной или ненарушенной структуры). Методика отбора не регламентируется, однако образцы необходимо сохранять до момента подписания актов приемки буронабивных свай.

3.4. Для проверки соответствия данных инженерно-геологических изысканий фактическим условиям в процессе бурения скважин проводится освидетельствование грунтов представителем организации, выполнявшей изыскания.

3.5. Во время бетонирования буронабивных свай обязательному контролю подлежат:
  • подвижность бетонной смеси (по осадке конуса);
  • интенсивность укладки;
  • уровень бетона в скважине;
  • температура бетонной смеси;
  • соответствие объема уложенного бетона расчетному объему в шнековой колонне.

3.6. Подвижность бетонной смеси проверяется методом отбора проб при заливке в скважину. Соответствие заявленному классу бетона подтверждается строительной лабораторией на основании паспорта бетонного завода.

3.7. Для контроля качества укладки бетона и сплошности ствола сваи рекомендуется применять ультразвуковую диагностику (УЗД). Заключение должно быть подготовлено научно-исследовательской организацией. Минимальный объем контроля – 5% от общего количества буронабивных свай.

3.8. Качество затвердевшего бетона определяется путем отбора трех контрольных образцов на каждые 50 м³ смеси. Дополнительно проводится выборочное испытание кернов, отобранных из тела сваи (не менее 1 сваи на 100 шт., минимум 2 образца на объект).

3.9. Высверливание кернов выполняется через 28 суток после бетонирования с использованием твердосплавных коронок диаметром 110 мм. Скважина бурится на 0,5 м ниже подошвы сваи. Керны длиной, равной или превышающей диаметр, испытываются на прочность.

3.10. Время начала и окончания бетонирования буронабивных свай, а также вынужденные простои фиксируются в журнале с указанием причин.

3.11. Контроль качества бетонной смеси включает отбор проб из каждой партии и изготовление не менее 3 контрольных кубов для испытаний на прочность (в 7 и 28 суток в соответствии с ГОСТ 10180-90).

3.12. Несущая способность грунта проверяется путем испытаний свай по ГОСТ 5686-94. Испытывается 2% свай (минимум 2 сваи на объект) для корректировки проектной длины.

3.13. Приемка буронабивных свай выполняется до монтажа ростверков на основании:
  • актов приемки материалов;
  • лабораторных испытаний бетона (кубы, керны);
  • результатов УЗД;
  • отчетов по статическим испытаниям;
  • исполнительных схем свайного поля;
  • актов на скрытые работы;
  • журналов производства работ.

3.14. Приемка проводится с учетом требований СНиП 2.02.01-85, СНиП 3.02.01-87 и настоящих рекомендаций. В акте фиксируются дефекты и способы их устранения.


Контроль качества буронабивных свай – многоэтапный процесс, включающий бурение, бетонирование, испытания и документальную фиксацию всех параметров. Соблюдение нормативов гарантирует надежность и долговечность свайных фундаментов в условиях городской застройки.
Выполняем полный комплекс работ по устройству буронабивных свай.

Буровые работы, испытания свай, производство арматурных каркасов.

Телефон: +7 913 010 00 77 WA

Электронная почта:
info@mk-burenie.ru
Свяжитесь с нами для обсуждения вашего проекта
Отправляя форму, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных. В случае не согласия, не отправляйте форму.
Реализованные нами проекты
Полезные статьи
Информационные статьи о бурении